Глаз, безусловно, божественный инструмент. Это скажет вам каждый офтальмолог. Но, увы, человечество видит все хуже. Чем грамотнее и умнее мы становимся, чем больше читаем, считаем, пишем, смотрим на экран телевизора и в монитор компьютера, тем больше слабеет наше зрение. Расхожими дефектами – близорукостью, дальнозоркостью и астигматизмом страдает примерно 20 процентов населения Земли.
В нашей стране близорук каждый четвертый. Кроме того, божественный дар зрения портят катаракта, глаукома, заболевания сетчатки и зрительного нерва. Но буквально в последнее десятилетие в офтальмохирургии произошли такие перемены, что иначе, как чудом их не назовешь. В московском НАУЧНО–ПРАКТИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ, где используются самые современные технологии и уникальная медицинская техника, вам скажут со всей ответственностью: – Почти все глазные заболевания сегодня поддаются коррекции и лечению.
Хотите видеть?
Возьмем для начала самый распространенный недуг – близорукость. Большинство близоруких носит очки или линзы, не зная о существовании эксимер–лазерной хирургии или страшась ее последствий. В Центре восстановления зрения вас могут избавить от нее в два счета. Основатель и главный врач Центра, доктор медицинских наук – горячий сторонник радикального решения проблемы. Доктор встретил меня словами: – Вы знаете, что такое очки? Снял очки, положил очки, надел очки. Снова снял, потерял, сломал дужку… Это же кошмар! Как ездить на велосипеде, бегать, плавать в море? Человек в очках все время боится без них остаться, он только и думает: «Где мои очки?» Линзы – тоже ничем не лучше. Каждый вечер их надо снимать и каждое утро прилаживать на глаза, клетки глаза под ними стареют. А что такое человек, который видит своими глазами? Это независимость, благополучие и свобода! Он быстро принимает решения, быстро подписывает важные бумаги, комфортно чувствует себя за столом в компании и на горнолыжном спуске… Нет, вы представляете, что такое очки? Доктор , сам того не подозревая, задавал вопрос человеку, который очень хорошо знал, что такое очки. На меня их надели в четвертом классе, с тех пор зрение только ухудшалось.
Пять лет назад мне сделали лазерную коррекцию зрения по методике ЛАСИК. Моя операция сегодня считается рядовой. Попробую поделиться своими впечатлениями. На операции ЛАСИК пациент чувствует себя очень странно. Не пациентом. Не больным. Не подопытным кроликом. А важным участником какого– то события, вроде запуска космического корабля. Роль, правда, у тебя не большая, и сводится к тому, что надо старательно смотреть в микроскоп одним глазом и не потерять из поля зрения красную звездочку, которая маячит перед тобой в торжественном мраке вселенной. Словам «Будет совсем не больно», сказанным накануне, не очень– то веришь, и когда через четыре минуты с левого глаза снимают повязку, потому что правый уже «готов» и теперь берутся за левый, испытываешь несказанное удивление. Что же все– таки чувствует пациент на операции ЛАСИК, избавляющей сегодня за считанные минуты от близорукости до – 12,0, дальнозоркости до +6,0 и астигматизма до 5,0–6,0 диоптрий? Легкие прикосновения к глазу, льющуюся воду– больше ничего. Да еще слышит, как в течение 30 секунд жужжит лазер.
Суперзрение
Но доктор меня удивил: оказывается, ЛАСИК – уже не последнее слово в лазерной хирургии. В Центре восстановления зрения, открытого семь лет назад на базе НИИ глазных болезней Российской Академии медицинских наук, внедрен уникальный, единственный в нашей стране и даже в Восточной Европе комплекс оборудования немецкой фирмы «SCHWIND». Применение этого комплекса, включающего аппаратуру для диагностики и эксимерный лазер последнего поколения ESIRIS, вывело операции по коррекции зрения на новый уровень. – Это все равно, что пересесть из жигулей в мерседес, – рассказывает доктор , – После волнового фронтального исследования всего глаза за мы можем устранить очень многие оптические дефекты зрения. Радужные круги, ореолы, ухудшение зрения в сумерках. Операция проводится по программе СУПЕРЛАСИК. Новые возможности позволили нам придти к концепции суперзрения. – Слово – как будто бы из лексикона фантастов… – Но в нашем распоряжении сегодня действительно фантастическая техника. Она позволяет одновременно провести коррекцию аберраций и низшего и высшего порядка. В результате острота и качество зрения значительно повышается. СУПЕРЛАСИК позволяет ликвидировать дискомфорт в ночное время.
В идеале мы можем достичь 150 процентов зрения, а в перспективе и 200 процентов. Главная суть этой уникальной технологии в том, что она помогает именно вашим глазам. Ведь глаза у всех людей разные, одинаковыми могут быть цифры потери зрения, но поверхность роговицы, хрусталик, сетчатка – у каждого человека неповторимы. Данные волнового аберрометра обрабатывает специальная компьютерная программа, которая моделирует алгоритм именно вашей операции. В сравнении с лазерами предыдущих поколений лазер ESIRIS работает в более щадящем режиме. Это означает, коррекция зрения проводится с минимальным «испарением» тканей роговицы, а это – более физиологично. Вот почему и период реабилитации сокращается до минимума. – А что чувствует пациент на СУПЕРЛАСИКЕ? – Ход операции почти не отличается от традиционного ЛАСИКА. Вы точно также не испытываете никакого дискомфорта. – Но если техника стала такой умной, компьютерные данные точно задают работу лазеру, что же делает тогда хирург– офтальмолог? Доктор на секунду задумался и улыбнулся: – Он вводит эти данные, следит за работой лазера, оперирует. Если техника – это наука, то микрохирургия глаза – это искусство. Специалисты нашего Центра заняты поиском новых методов коррекции зрения, к достижениям науки мы прикладываем свое искусство и идем дальше, чтобы дать новый импульс научной и инженерной мысли. В нашей команде офтальмологов у каждого своя роль, которую он знает безупречно.
Научная команда
В команде офтальмологов Центра – опытные, грамотные специалисты, профессионалы. Многие из них своей высокой квалификацией обязаны академику Михаилу Михайловичу Краснову, основоположнику отечественной микрохирургии глаза, основателю НИИ глазных болезней и Главному консультанту Центра. Михаил Михайлович – потомственный офтальмолог, создатель всемирно признанной научной школы. Это он заложил традицию устраивать международные офтальмологические конференции, где встречаются ведущие врачи и ученые со всего мира, презентуются новые технологии и приборы, проводятся «живые» операции в режиме реального времени, которые коллеги видят по монитору. Доктор , сириец по происхождению, выпускник Медицинского института, оставшийся в России жить и работать, – ученик академика М.М.Краснова. Он часто оперирует в ходе этих конференций, на которых непременно присутствуют всемирно известные офтальмохирурги, руководители фирм– производителей суперсовременного оборудования (например, президент фирмы «SCHWIND» Р.Швинд, директор фирмы– производителя искусственных хрусталиков «ALCON» П.Пераччи из США и другие). Показательные операции, впервые в мире проведенные на таких конференциях, немедленно внедряются в практику Центра. Коллектив Центра создал доктор , а научным руководителем стал член– корреспондент РАЕН, директор НИИ глазных болезней РАМН, член Американской
Академии офтальмологии Сергей Эдуардович Аветисов. Сергей Эдуардович – уважаемый во всем мире ученый и врач, он курирует перспективные направления работы Центра, к тому же является одним из основоположников современной рефракционной хирургии. Эта область медицины настолько молода, что не насчитывает и двух десятилетий. Одним из первых под лазерный луч решился лечь папа Римский Иоанн Павел Второй, и было это всего пятнадцать лет назад. Результаты лазерной коррекции оптики глаза обнадежили врачей, эксимерные лазеры совершенствовались, хирурги в разных странах мира осваивали новую технику и обменивались опытом. Большинство офтальмологов Центра прошли стажировку в ведущих глазных клиниках Швейцарии, США, Германии, Италии и имеют международные сертификаты. На счету, в общем, небольшого коллектива – десятки патентов и изобретений, а их научные степени и заслуги – устанешь перечислять.
Хрусталик с памятью
Доктор сделал за свою практику около 15 тысяч операций по удалению катаракты. Видов ее множество, кроме старческой – помутнения хрусталика в связи с возрастными изменениями в организме, еще добрый десяток, связанный с неблагоприятными условиями окружающей среды, стрессами, травмами, плохой наследственностью. Иных способов лечения, кроме радикального, нет. Новая методика операции, разработанная хирургами Центра, избавляет пациента от многих неприятностей. Вместо трех болезненных уколов и внутривенной анестезии – безобидные капельки, вместо традиционного разреза 15 миллиметров – всего трехмиллиметровый надрезик. Удаляют катаракту (методом факоэмульсификации, ) с помощью ультразвукового зонда, срок заживления сокращается при этом до десяти дней. Никаких жестких рекомендаций (полгода не наклоняться, не поднимать больше одного килограмма, не прыгать, не бегать) больной не получает. Специально для этой операции был создан мягкий искусственный хрусталик «с памятью». Сейчас мы имплантируем желтые хрусталики, которые защищают глаз от вредного воздействия синей части видимого спектра и ультрафиолетового излучения. Гибкая желтая линзочка идеально центрируется в глазу. А на очереди – новая модификация хрусталика, которую доктору у предстоит внедрить – и в глаз пациента и в практику Центра. Новая искусственная линзочка все той же фирмы ALCON – мультифокальная – подражая во всем естественному хрусталику, способна менять преломляющую силу глаза. –
На деле это значит, что после операции пациент избавляется от очков как для дали, так и для близи, – поясняет доктор . Острота зрения после удаления катаракты, проведенного по методу хирургов Центра, на 25–30 процентов выше, чем после традиционной операции с большим разрезом. Новейший микрохирургический комплекс INFINITI, разработанный американской фирмой AlCON, – последнее техническое достижение в хирургии катаракты. Идея создания нового, более технологичного и безопасного способа ее удаления с помощью потока (микроструи) жидкости, принадлежит русскому ученому Михаилу Бухный, живущему в США. Доктору у посчастливилось первым в России применить этот новый аппарат фирмы ALCON. На операции присутствовала группа хирургов из Европы, она транслировалась по мониторам. Доктор утверждает, что никакого страха он не испытывал – просто делал свою работу… Один из незабываемых моментов в жизни врача – лицо народного художника России Бориса Ефимова, который после операции прозрел и увидел в окне операционной купол храма Христа Спасителя. – Это очень мужественный человек. Во время операции он рассказывал мне анекдоты. На тот момент ему исполнилось ровно сто лет, художник был слеп на оба глаза. Cейчас Борису Ефимову сто четыре года, и он видит… – рассказывая об этом, доктор сиял, как ребенок, как будто бы ему сделали роскошный подарок…
С глазами не шутят
Все глазные заболевания неуклонно молодеют. Если раньше катаракта возникала в 60–70 лет, то теперь нередки случаи, когда она стремительно развивается у молодых – например, у компьютерщиков.
В Центре восстановления зрения меня убедили: не надо ждать, пока болезнь приобретет запущенный и необратимый характер, надо придти к офтальмологам и проверить свои глаза. При ранней диагностике, например, глаукомы, есть шансы разорвать порочный круг и не дать заболеванию развиться. Глаукома очень коварна – человек лишь начал замечать, что стал видеть хуже, а у него на самом деле 38 процентов зрения уже потеряно. «Это начало конца», – увы, констатируют врачи. Они все–таки не боги, хотя и мечтают о создании искусственного зрения и возвращении к свету миллионов слепых людей. Но реальность пока такова, что некоторые заболевания излечиваются только на ранних стадиях.
В двухэтажном особняке на Юго– Западе столицы ничто не травмирует психику больного. Здесь нет въевшихся в стены «больничных» запахов, персонал идеально вежлив, кресла комфортны, время ожидания своей очереди сокращено до нуля. Сложнейшую диагностику человек проходит за час. Диагностика безболезненная, бесконтактная и быстрая. Компьютер обрабатывает данные, а врач анализирует их и предлагает возможное решение – операцию или лечение.
Еще при записи пациенты делятся на две категории – помоложе и постарше, с более серьезными проблемами зрения. Поэтому в Центре два диагностических отделения. В первом стоит оборудование фирмы «SCHWIND», выявляющее нарушения рефракции – близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Небольшая близорукость или дальнозоркость к разряду серьезных недугов не относятся, но и здесь врачи советуют приостановить процесс на ранней стадии, а не ждать, когда потеря зрения достигнет больших цифр.
– Но разве это реально, – спросила я на прощанье у доктора а, – чтобы человек, у которого «ничего не болит», по собственной воле пришел в клинику?
– Уже приходят, – уверил меня врач. – У меня самого от природы практически идеальное зрение, я вижу последнюю строчку в таблице. Но таких, как я, к сожалению, единицы. Остальным требуется помощь.
Как бывшему очкарику с – 9,5 мне странно было слышать, что на прием приходят двадцати – и тридцатилетние молодые люди, чтобы устранить – 1,5 диоптрии. Но, оказывается, они жалуются на то, что даже такая небольшая потеря зрения мешает им жить, заниматься спортом и чувствовать себя полноценным человеком. Контингент самый разный – бизнесмены, спортсмены – профессионалы, миловидные девушки, банкиры, артисты, политики, поклонники экстремальных видов спорта. Одни решаются на операцию смело, без раздумий. Другим надо подробно объяснить, что их ждет, подготовить психологически, предотвратить все возможные страхи и тревоги. Ведь на операции пациент должен быть союзником хирурга.
Диагностика больных с катарактой, глаукомой и другими серьезными заболеваниями тоже проходит быстро. Здесь, кроме точно такого же немецкого оборудования фирмы «SCHWIND», стоят уникальные японские и американские аппараты, которые анализируют поля зрения, состояние сетчатки и состояние роговицы, измеряют глазное давление.
Уникальный диагностический метод – компьютерный анализ сетчатки – позволяет выявить нарушения в тканях глаза, когда сам больной еще не чувствует ни малейшего дискомфорта. Конечно, неприятно вдруг узнать, что у тебя с глазами серьезные проблемы, но согласитесь, это лучше, чем запустить болезнь.
Часовое исследование позволяет врачу поставить диагноз с максимальной точностью. Если больной согласен на операцию, его просят принести нужные анализы и назначают удобный для него день.
Пациенту перед операцией выдают халат и шапочку – все по домашнему, без излишнего пафоса, способного до смерти перепугать человека. Во время операции врач с пациентом общается. Как уверяет доктор , прекрасно говорящий по – русски, контакт с больным, причем на его родном языке, не просто желателен – он необходим. После операции нужно как минимум просидеть час в кресле, дожидаясь первого осмотра. Больному предлагают сок, чай, минералку. Если все в порядке, его отпускают домой. Второй осмотр – на следующий день. На всякий случай в клинике на Юго – Западе оборудовано несколько палат класса «люкс» с экстренной связью с постом дежурной медсестры. А в клинике НП ЦВЗ в центре, на улице Россолимо, есть стационар, предназначенный для лечения глазных заболеваний с ВИП–отделением. При оплате услуг для инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны предусмотрены льготы и скидки. Центром заключено соглашение с Министерством внутренних дел, по которому лечение ветеранов спецподразделений, участников конфликтов в горячих точках, осуществляется по специальным благотворительным программам.
P.S. …Встав с кушетки после лазерной коррекции зрения, я сразу различила резкие очертания предметов. Сначала глаза застилала легкая дымка, через час она рассеялась, и я увидела новорожденный мир. По сей день воспринимаю эту операцию как чудо и как одно из самых счастливых событий в своей жизни. Но самое интересное, что прозрев, я не особенно удивилась, было скорее удивление от того, что я так плохо видела раньше. Потому что видеть – это нормально, так и должно быть.
Автор
Доктор медицинских наук, ведущий офтальмохирург. Cтарший научный сотрудник ФГБНУ «НИИГБ им. М.М. Краснова».